Лев Гурский. Министерство справедливости: Роман. М.: Время, 2020. 288 с.
Книга Льва Гурского «Министерство справедливости» вышла в Москве в издательстве «Время» в 2020 году – в то время, когда общественная апатия и депрессия нарастали с ускорением и становились всеобъемлющими. Диктатуру ещё пытались стыдливо называть авторитаризмом, но власть уже разгоняла уличные протесты с яростью, которая сделала сам протестный путь тупиковым, а пандемия с тотальным карантином исключила возможность протестов полностью. Справедливость не то что в настоящем, но хотя бы в ближайшем будущем если ещё не казалась исключённой совсем, то уже представлялась проблематичной.
Отсутствие же справедливости как явления не просто дезорганизует повседневную жизнь, но и вгоняет человека во всеобъемлющую депрессию. А поскольку даже не склонные к рефлексии российские граждане со всей очевидностью стали сознавать, что находятся в эпицент-ре торжествующего зла, – депрессия эта стала к 2020 году уже не явлением личной психологии, а общественным фактором. Пожалуй, не стоило удивляться, что в борьбу с ней стали включаться самые неожиданные институции.
Люди, впрочем, в эту борьбу включились не неожиданные, как раз те, от кого этого следовало ожидать. Роман Арбитман (Лев Гурский – наиболее известный его псевдоним) был не просто одним из таких людей – он был симво-лом оптимизма, личного и общественного. Каждый, кто прочитает его биографию со всеми выступлениями про-тив власти и судами, на него поэтому натравленными, легко в том убедится. И в романе «Министерство справедливости», который называл фантастическим, он написал о торжестве этой самой справедливости с оптимизмом столь не-убиваемым, что действительность, в нём описанная, получи-лась ничуть не фантастической, а абсолютно реалистичной.
Когда сразу после выхода этой книги я писала рецензию на неё, то специально отметила данное обстоятельство – реалистичность повествовательной манеры и создаваемой с её помощью действительности, – чтобы читатели, которые, как я, вздрагивают при слове «фантастика» и откладывают книгу, прочитали «Министерство справедливости», несмотря на идиосинкразию к жанру.
Эта книга невероятно увлекательна. Авторская фантазия (не фантастика, а именно фантазия как органичная особенность творчества Романа Арбитмана вообще) в ней неизмерима в своей причудливости. А главное, эта книга искрится оптимизмом. Тем самым, который для Романа Арбитмана был органичен. Как дыхание.
Да и как автору не быть оптимистичным! Ведь он пишет о том фантастически прекрасном времени, когда абсолютно мирным путём уже произошла Славная Революция и торжествующая подлость в России наконец оказалась изгнана из общественного обихода, причём и на законодательном, и на повседневном уровне. Повсеместно торжествует норма и живая жизнь со всеми её плюсами и минусами.
Все детали этой прекрасной России будущего Роман Арбитман прописывает с подробностями, выдающими его упоение самим процессом их выдумывания.
В бывшем здании Госдумы с помощью современнейших технологий создан гигантский Музей новейшей истории, в него привозят школьников со всей страны, и дети с изумлением спрашивают, как их родители могли жить, не обращая внимания на деяния, чудовищность которых очевидна любому ребёнку.
Не все даётся легко, неразберихи хватает, наивности тоже, однако полицейский, например, перестал восприниматься как враг народа, и не зря: от взяток он шарахается, потому что брать их не только уголовно наказуемо, но и позорно, к людям относится доброжелательно, всячески старается им помочь.
И так далее, и так далее – автор окормляет оптимистичной своей фантазией все без исключения сферы новой общественной жизни, преображённой справедливостью.
Справедливость, впрочем, торжествует не вполне. Потому что сразу после смерти президента Павла Павловича Дорогина и честного всенародного избрания президентом замечательной Надежды Евгеньевны произошло, как сказано в авторской аннотации, то, что не могло не произойти:
«Когда ржавые скрепы рассыпались и подлый мир канул в небытие, его вчерашние хозяева и их верные слуги шустро расползлись по всему глобусу и забились в глубокие щели. Они сменили имена, паспорта, номера банковских счетов и понадеялись на юридические увёртки, а ещё больше — на короткую память обывателей и великодушие победителей».
В 2024 году каждое слово звучит как песня.
Смерть Дорогина!
Мирное избрание на честных выборах женщины-президента!
Подлый мир канул в небытие!
Вчерашние бенефициары режима не направляют на эту избранную даму все силы подвластных им спецслужб, а, наоборот, сами прячутся в глубоких щелях глобуса!
Кто-то прочитает обо всём этом сегодня с грустной усмешкой, а кто-то с горькими слезами. Как бы там ни было, песня эта приятна, но, как теперь понятно, фантастична точно.
Но в 2020 году Роману Арбитману так не казалось. Поэтому главной движущей силой мироустройства он сделал в своей книге Вселенскую Справедливость. Её весы расположены в голове у обычного с виду немолодого филолога Романа Ильича, который чувствует носителей зла настолько сильно, что физически не может находиться с ними рядом. Нет-нет, Роман Ильич не выхватывает из-за пазухи меч-кладенец или автомат Калашникова – просто от его приближения к носителям зла в нём начинают работать те самые весы. За счёт этого и осуществляется возмездие. Роман Ильич даже не знает заранее, каким именно образом сработает Вселенская Справедливость и тем более не может её отмерять; действует она без малодушных колебаний, но и без мстительного пере-бора.
Организационно же всё делается через небольшую группу людей, работающих в скромной конторе при минфине. И вот уже эта группа во главе с Романом Ильичом спешит в Доминикану, где под чужим именем скрывается бывший глава космической отрасли Демид Ерголин. Отрасль ему удалось развалить настолько, что спутники стали падать на головы ни в чём не повинных людей. Надо ли удивляться, что кусок такого спутника с помощью весов Романа Ильича настигает и Ерголина. А уж что происходит с бесчеловечным убийцей Ерофеем Ожогиным, отравившим множество людей по всему миру...
В этом Ерофее Ожогине по всем его повадкам и деталям биографии так явно узнаётся Евгений Пригожин, что будущее прототипа, в 2024 году читателю уже известное, сразу приходит на ум. Получается, что в реальности вселенская справедливость (если это она взорвала самолёт с Пригожиным) осуществляется несколько иной сущностью, чем филолог Роман Ильич…
Я без зазрения совести пересказываю события, происходящие в этой блистательно написанной книге, по одной простой причине: их там такое множество и сюжет полон таких неожиданных поворотов, что пересказ мой содержит в себе едва ли сотую его часть.
К 2020 году люди вообще и читатели в частности уже ощущали невыносимую усталость от торжества зла, причём в литературе не меньше, чем в жизни. Я, например, к тому времени поняла, что больше не могу читать триллеры, и именно потому, что убеждённость во всесилии зла – главная примета этого жанра. Думаю, таких, как я, было немало, поэтому книга, в которой добро торжествует неотвратимо и с живым юмором, должна была вызвать и читательский интерес, и простую человеческую любовь.
Вызвала или нет, мы не знаем, потому что исследования на этот счёт никто не проводил. Зато мы точно знаем, что все наши представления о торжестве зла с тех пор переменились полностью. Точнее, не о торжестве зла вообще, а о возможности российского населения даже не смириться с ним, а воспринять его как должное. Хотят ли торжества справедливости люди, которые добровольно записываются воевать в Украине, чтобы купить квартиру? Хочет ли его мать, радующаяся выплатам за убитого сына? А школьные учительницы, доносящие на своих учеников, что те против «СВО»? А ученики, доносящие за то же самое на своих учителей? Примеры морального падения, не соотносящегося со словом «справедливость», можно множить бесконечно – российская военная действительность дала их более чем достаточно. Их масштаб поражает гораздо больше, чем всё, что сумела изобрести яркая фантазия Романа Арбитмана. И давно уже не верится в то, что освобождённые смертью президента Дорогина граждане возжаждут какой-либо иной справедливости, нежели давно ими освоенная возможность безнаказанно грабить то, что приглянулось, и убивать тех, кто не приглянулись.
В 2020 году Роман Арбитман не мог всего этого знать. Не потому что был непроницателен, а потому что был человеком не того склада, который позволяет предполагать в людях, например, то, что они станут буднично ходить на работу, производя там, на своей будничной работе, трудовыми своими мозолистыми руками ракеты, бьющие по детским больницам Украины. Или писать программы для этих ракет наманикюренными пальчиками. Или совершать ещё что-нибудь подобное для «защиты родины», как не моргнув глазом объясняет мать из Красноярского края то, что делает её воюющий в Херсонской области сынок.
Предвидеть это было, пожалуй, потруднее, чем предвидеть, что президент Дорогин начнёт войну.
Роман Арбитман и не предвидел. И ковид оборвал его жизнь раньше, чем он увидел всё это воочию. Неизвестно, написал бы он сейчас своё «Министерство справедливости», а если написал бы, то каким оно было бы. Но вот что точно известно – что Роман Арбитман не был бы среди тех многочисленных российских Васисуалиев Лоханкиных, которые ищут в происходящем с 24 февраля 2022 года великую сермяжную правду. Которые оправдывают ею свою способность приспособиться к существованию в эпицентре любой подлости. Роман Арбитман в средоточии зла точно не стал бы существовать. Вселенская Справедливость, главная движущая сила мироустройства, весы которой были расположены у него в голове, – не позволила бы.
留言