top of page

Исчезающая реальность в фокусе фотообьектива

Updated: Jan 2

Исчезающая реальность в фокусе фотообьектива

Изображение сделалось для нас не просто формой – оно стало миром. Мир сделался образом. Жан Люка Марьон. Перекрестья видимого

Я с детства боялась фотообъектива.

Во-первых, надо было не моргать, не двигаться, держать голову прямо и при этом ещё улыбаться. Приобщить меня к магии фотопечати тоже не получилось, потому что в ванной комнате было темно, тесно, горел красный свет, и как только начиналось самое интересное – появление изображения на влажной поверхности фотобумаги, – мне хотелось вытащить листок из раствора и рассмотреть его поближе. Оказалось, что тоже нельзя: вся картинка на глазах потемнела, изображение исчезло безвозвратно... Я думаю, поэтому я рано научилась рисовать: в рисунке всегда можно было исправить непонравившиеся детали, стереть и добавить, покрасить и перекрасить, и не страшно ошибиться.

Ну, а во-вторых, я никогда не узнавала себя на снимках. Это всегда был кто-

то другой, а моё лицо куда-то ускользало из кадра. Не любила я этих ускользаний реальности. И с детства меня мучил вопрос: что же такое происходит с реальностью в тёмном зрачке фотообъектива? Наверное, поэтому я позже стала дружить с фотографами и задавать им вопросы, на которые не получила ответов в детстве.

Галина Зернина как раз такой мой «заслуженный собеседник» – российско-израильский фотохудожник, литератор и поэт. Поэтому говорить с ней о фотографии интересно и увлекательно, как совершать новое путешествие.

Человеческая фигура на набережной,в городском пространстве — фотография о памяти и утрате реальности
Для книги Е. Твердисловой «Фотографичность в поэзии Бродского как событие мысли». 2021

Из записок художника

«В текстах Иосифа Бродского часто, как и в фотографии, есть деталь, через которую раскрывается всё остальное пространство, за которой движется глаз и чувства читателя. Приём двойной экспозиции помогает передать этот эффект. Выйти за рамки чёрно-белой фотографии оказалось невозможным и ненужным. Чёрно-белые снимки – символ эпохи 60-х, как снег, как тени обнажённых деревьев и облаков, людей и домов. Того, что вечно существует.»

Проект «Тоска по лучшей жизни»


Атмосферная фотография женский портрет в стиле визуальной поэзии
С выставки «Питер. На единой волне»

Г. З.: «Моя фотография никогда не бывает абсолютно точной. Это мой особый способ всматривания в реальность. Поиск кадра для меня состоит в том, чтобы передать в нём многомерность целого мира».

Подобная оптика восприятия мира не удивительна, ведь всё творчество Галины Зерниной – своеобразный фотодиалог с любимыми поэтами: Цветаевой, Пастернаком, Бродским, Аронзоном... Да и беседа наша произошла как раз в таком многомерном пространстве её фотовыставки в Иерусалиме, посвящённой метафорическому диалогу двух ленинградских поэтов – Леонида Аронзона и Александра Альтшулера. Оба они принадлежали к кругу ленинградского поэтического андерграунда 1970-х, ценили Мандельштама и Хлебникова, общались с Бродским и Найманом, с детства дружили, вместе сочиняли и посвящали друг другу стихи...

Александр Альтшулер пережил своего друга более чем на 40 лет, но оставался с ним в творческом диалоге и после трагического ухода того из жизни в 1970-м, и после своего переезда из Ленинграда в Иерусалим в 1993-м. Галина Зернина ведёт с ними свои мысленные диалоги, похожие на совместные прогулки по родным ей питерским дворам и набережным Невы. Иллюзию такой прогулки создаёт и архитектура выставочного зала иерусалимского Дома качества с его арочными сводами и протяжённым экспозиционным пространством. Экспозиция выставки, плавно рифмующая блоки чёрно-белых фото с фрагментами поэтических текстов, вовлекает зрителя в неспешный ритм прогулочного шага и внимательного вчитывания в поэтические строфы и вглядывания в каждую деталь кадра как единого художественного ландшафта.

Из записок художника

«Поэзия создаёт, вероятно, как и любое настоящее искусство, контрдоминанту жизни бытовой! Соединение поэтического текста и визуализации подчёркивает, для меня, многомерность зримого образа, который образует звучащее и говорящее разными языками пространство...»

Проект «Поэтический текст в призме объектива»


Черно-белая фотография моста в Санкт-Петербурге в тумане и летящая птица - визуальная метафора исчезающей реальности в фотографии
С выставки «Тайноведение природы улыбнулось искусством»

Г. З.: «Мои работы – не иллюстрации к текстам, это самостоятельный текст, отклик на поэзию, ведущую диалог голосами, сердцами, интонацией обоих поэтов…»


Черно-белая фотография Невы и набережной в Санкт-Петербурге с двойной экспозицией - визуальная метафора исчезающей реальности в фотографии. Купол Исаакиевского собора, Кунсткамера, ростральные колонны, стрелка Васильевского острова
С выставки «Питер. На единой волне»

«Когда я подбираю кадры, я сначала вчитываюсь в поэтический текст, и тогда образ, возникающий в одном из стихотворений, словно подталкивает меня к воспоминанию – снимок или пространство, где это могло бы происходить. Адальше – поиски образа, которые приводят меня к следующему тексту. И так – до бесконечности. Поэзия на грани слияния, сближения – именно так это и происходит у меня: изнутри».

Проект «Тайноведение природы улыбнулось искусством»


Двойная экспозиция астмосферная фотография осенних листьев воде и вид на надережную — фотография как поэтическое размышление о времени
С выставки «Тайноведение природы улыбнулось искусством»

А почему нет названий фото? Только поэтические строфы рядом.

Г. З.: «Название накладывает ограничения, создаёт рамку, привязывающую снимок, коллаж к конкретике. А это опять ограничение. А поэтический текст – это поток, для Аронзона и Альтшулера это переплетение. Я сознательно избегала разделения поэтических потоков по авторам. Читая их тексты вперемешку, невольно ощущала присутствие единого поэтического пространства. В моём восприятии они соединяются. Их поэзия выстраивается в моём сознании во внутренний диалог. Это единство разнообразия я постаралась выразить в сериях фотоколлажей».

Определить жанр фотографий Галины Зерниной непросто. Галина – филолог, и по её словам, она занята не столько фотофиксацией явлений жизни, сколько метафорической «визуализацией литературного образа». Такой вот лингвистический кульбит получается: визуализация вербализованного воображения поэта, фотометафора метафоры поэтической...


Конец ознакомительного фрагмента. Продолжение читайте по подписке.


Чтобы журнал развивался, поддерживал авторов, мы организуем подписку на будущие номера.


Чтобы всегда иметь возможность читать классический и наиболее современный толстый литературный журнал.


Чтобы всегда иметь возможность познакомиться с новинками лучших русскоязычных авторов со всего мира.

Comments


bottom of page